В Академии постдипломного педагогического образования сегодня прошло очень значимое событие, организованное Педагогическим музеем при АППО (руководитель Светлана Валентиновна Подгорнова).
Сегодня состоялось открытие выставки, посвященной учителям, работавшим в городе во время блокады и конференция Содружества школ блокадного Ленинграда.
Мероприятие приурочено ко дню рождения Надежды Васильевны Строгоновой, которая стала учителем в 1940 году и оставалась им всю жизнь. В годы Великой Отечественной войны Надежда Строгонова преподавала в младших классах и работала воспитателем в детском доме. Она спасла от голода более 600 ленинградских детей-сирот. Среди ее многочисленных наград – медали “За оборону Ленинграда”, “За заслуги перед Отечеством IV степени” и “За заслуги перед Санкт-Петербургом”, звание “Отличник народного просвещения” и другие.
По инициативе Надежды Строгановой в 2020 году была установлена памятная табличка на здании, где в годы войны находилась школа № 161, в которой она преподавала. Фашисты разбомбили школу, погибли учителя и дети. Надежда Строгонова также предложила установить Памятник блокадному учителю – он открылся в январе 2022-го в Соляном переулке.
Надежда Васильевна до последнего времени приходила в школы, рассказывала детям о прошлом города и страны, делилась своим уникальным опытом с педагогами.
К сожалению, 9 июля этого года в возрасте 103 лет в Северной столице скончалась педагог, почетный гражданин Санкт-Петербурга Надежда Васильевна Строгонова, которую называли символом блокадного Ленинграда.
На выставке мне выпала честь открытия макета памятника блокадному учителю, который предоставил в дар Педагогическому музею скульптор Владимир Иванович Бродарский.
Также я прочел авторское стихотворение, написанное специально к этому событию:
БЛОКАДНЫМ УЧИТЕЛЯМ
Сегодня, вспоминая о блокаде,
С годами все сложнее нам понять,
Как в осаждённом Ленинграде
Учителя могли преподавать?
Заклеены крест – накрест в классе окна,
Буржуйка еле греет у дверей.
Учительница в ватнике широком
Читает Пушкина голодной детворе.
Мерцает свечка в гильзе от снаряда,
Стук метронома нарушает тишину.
Учительницу слушают ребята.
Пришлось их детство на блокаду и войну.
Собрав последние, как крошки хлеба, силы
Учителя на школьный шли порог.
Учеников своих они учили,
Преподавая жизни им урок.
В блокаду труд учителей был важен
Не меньше, чем на фронте у солдат.
Они стремились, чтоб ребенок каждый
Поддерживал учебой Ленинград.
Давно войны зарубцевались раны,
Но чтобы не забыть истории своей,
В Санкт-Петербурге памятник поставлен
В честь всех блокадных тех учителей.
Александр Николаевич Афанасьев, председатель ТОП